Мануальная терапия

Мануальная терапия — метод, основанный на лечебном воздействии различных ручных приемов направленных на исправление или устранение патологических проявлений в суставах, позвоночнике, мышечном и связочном аппарате и как следствие улучшение функционального состояние нервной системы и внутренних органов.

Для мануальной терапии нет возрастных ограничений. И при наличии показаний может применяться практически с первых дней жизни. Скорее, очень пожилой возраст имеет ряд ограничений при применении той или иной методики.

Детский мануальный терапевт - специалист, занимающийся лечением патологий позвоночного столба, мышечных и суставных заболеваний маленьких пациентов. Врач имеет высшее образование по специальности неврологии, педиатрии, знания в области мануальной терапии.

Используя ручные техники, детский мануальный терапевт способствует улучшению компенсаторных способностей ребенка, устранению болезненных ощущений и другой неприятной симптоматики. Большинство заболеваний позвоночника, опорно-двигательного аппарата лучше всего поддаются коррекции именно в раннем возрасте, поэтому важно своевременно отвести ребенка на прием к доктору.

 Современная концепция мануальной терапии подразумевает не только воздействие на конкретный регион, но и подразумевает «повторение» родового акта и «исправление» нарушений , возникающих при нарушениях в процессе родов.

Какие болезни лечит мануальный  терапевт?

Детский мануальный терапевт специализируется на борьбе с патологиями, нарушениями в функционировании опорно-двигательного аппарата у малышей с первых дней рождения и до совершеннолетнего возраста. В своей практике специалист использует мягкие, щадящие методики, имеющие как лечебный эффект, так и профилактические свойства.

В специализацию доктора входят следующие виды заболеваний и синдромов:

  • кривошея, развивающаяся преимущественно в период внутриутробного развития;
  • Задержка темпов физического развития
  • Синдромы, которые сопровождаются повышением или понижением мышечного тонуса
  • нарушения осанки — нарушение осанки по типу сколиотической, кифозы, лордозы;
  • суставные заболевания как врожденного, так и приобретенного характера;
  • генетические патологии костной и мышечной ткани;
  • переломы, травматические повреждения позвоночного столба;
  • патологии позвоночника, не требующие хирургического вмешательства, период восстановления после перенесенной операции;
  • последствия родовых травматических повреждений;
  • мышечная дистония;
  • вегетососудистая дистония.

Своевременное обращение к детскому специалисту значительно повышает шансы на успешное лечение перечисленных выше заболеваний, улучшает качество жизни ребенка. Определенные ручные техники могут использоваться и как основной способа лечения, и в виде составляющего элемента комплексного терапевтического курса.

При каких клинических проявлениях нужно обращаться к врачу ?

Помощь детского мануального терапевта может понадобиться малышу уже на протяжении первых месяцев его жизни. Поводом для внеочередной консультации со специалистом для родителей должны послужить признаки отставания в физическом развитии грудничка, постоянный плач, ограничения суставной подвижности.

Маленьких пациентов дошкольного и школьного возраста рекомендуется отвести к детскому мануальному терапевту при проявлениях следующей симптоматики:

  • головные боли;
  • задержка ожидаемого физического развития
  • двигательная неловкость
  • нарушение координации
  • снижение успеваемости;
  • проблемы с обучением, концентрацией внимания, запоминанием новой информации;
  • сутулость и другие нарушения осанки;
  • нарушения походки;
  • болезненные ощущения, проявляющиеся в области шеи, позвоночного столба, поясничного отдела;
  • повышенная утомляемость;
  • нарушения сна;
  • мышечные и суставные боли.

Данные клинические признаки могут свидетельствовать о заболеваниях нервной системы, опорно-двигательного аппарата, позвоночника. Поэтому родителям следует как можно скорее обратиться за консультацией к детскому невропатологу, владеющему мануальными методиками.

В РФ мануальным терапевтом после соответствующей специализации может быть невролог , ортопед или педиатр.

 В нашей клинике работают несколько мануальных терапевтов, большинство которых прошли обучения на базе Академии Прикладной кинезиологии профессора Васильевой Л.Ф.. Кроме этого они применяют оригинальные мануальные методики и техники.

В основу концепции применения мануальной терапии детям до года нами положена теория казанского профессора А.Ю Ратнера, в качестве диагностики и оценки результатов лечения учение  и методики Вацлава Войта.

  С самого начала Ратнер избрал путь — все начинается с детства. Первое, что он сделал, разрушил все эти вековые представления о принципах осмотра новорожденных и решил взять на вооружение все то лучшее, что есть в классической неврологии взрослых. Если ручка не двигается — парез ручки, если ножка не двигается — значит, что-то с ножкой. Причем, должны сказать где, какое, что сломали?.. Оказалось в процессе родов.
Треть всех новорожденных получает родовые травмы, большие или маленькие, средние и легкие.  В процессе исследований выяснилось, что существуют не только грубые повреждения нервной системы во время родов, но и лёгкие, незаметные на первый взгляд нарушения, которые дают осложнения в дальнейшей жизни ребенка. Они проходят незаметно, вполне безнаказанно. А потом в школьном возрасте появляются головные боли, головокружения, нарушения зрения, нарушения слуха. Появляется «школьная близорукость», шейный остеохондроз, плоскостопие.
А. Ю. Ратнер первым в детской неврологии обратил внимание на нарушения работы ствола мозга. В его клинике изучали миатонический синдром — очень низкий мышечный тонус у новорожденных и детей грудного возраста, возникающий из-за стволовых нарушений в родах.

 Родителям следует знать: у детей с миатоническим синдромом сразу после рождения заметен низкий мышечный тонус, они лежат «в лозе лягушки». Из-за низкого мышечного тонуса дети долго не могут держать головку, самостоятельно садиться, поздно начинают ходить. Если сразу не назначено адекватное лечение, задерживается развитие двигательных навыков, и в конце концов возникают нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.
 Как правило, ребенок после рождения находится в состоянии повышенного мышечного тонуса, его ручки и ножки постоянно напряжены. Мышечный тонус постепенно ослабевает, и в возрасте около трех месяцев остается только в ножных мышцах. Если ребенок в течение длительного времени пытается «встать на цыпочки», когда его ставят на ножки, это повод обратиться к неврологу для назначения лечения, налицо так называемый пирамидный синдром.
Также необходимо показать малыша врачу, если слишком долго сохраняется повышенный мышечный тонус во всем теле (или, наоборот, очень низкий мышечный тонус). Все эти отклонения у грудных детей обусловлены не нарушениями в мышцах ножек и ручек, а повреждением шейно-стволового и, возможно коркового уровня мозга.
В клинике А. Ю. Ратнера также занимались изучением обмороков, внезапно возникающих при изменении положения головы у детей школьного возраста. Дело в том, что поворот или наклон головы иногда приводит к снижению кровоснабжения ствола и внезапному падению мышечного тонуса. Конечно, такие состояния возникают у детей школьного возраста, изначально имевших недостаточное кровоснабжение на шейно-стволовом уровне. Обмороки могут возникать в разных ситуациях: когда, скажем, девочки, причесываясь, порой наклоняют голову к плечу; снижение кровотока бывает спровоцировано и спортивными упражнениями — например, ребенок поднимается по канату с запрокинутой головой или кувыркается назад. Таких детей необходимо проконсультировать у невролога и обязательно начать лечение.

 Здесь то и оказывается, что ничего более эффективного по коррекции этих нарушений, чем мануальной терапии нет.