Моторное развитие детей до года
В первый год жизни ребенок приобретает базовые моторные возможности, на основе которых он сможет выстраивать и развивать другие навыки в будущем . Зачастую моторное развитие завершается к 12 месяцу жизни ребёнка.
Основные этапы моторного развития
Педиатры выделяют 5 основных этапов психомоторного развития:
- С рождения до 1 месяца
- С 1 до 3 месяцев
- С 3 до 6 месяцев
- С 6 до 9 месяцев
- С 9 до 12 месяцев
В норме психомоторное развитие ребёнка протекает так:
Развитие моторики новорожденных с рождения до 1 месяца: за первый месяц жизни малыш должен пытаться поднимать и держать голову лежа на животе. А так же успокаиваться, когда его берут на руки и отвечать на улыбку.
Развитие моторики ребенка в возрасте 1-3 месяца
Малыш в этом возрасте должен научиться уверенно держать голову и тянуться к игрушке. Появляется активное бодрствование и комплекс оживления при общении.
Развитие моторики в 4-6 месяцев
В 4 месяца ребенок должен совершать попытки поворачиваться со спины на бок или на живот. Берёт игрушку, рассматривает свои ручки. А так же появляется певучее гуление и смех.
В 5 месяцем малыш должен уверено поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, «присаживаться». А так же в этом возрасте появляется чувство страха.
В период 6-7 месяцев ребёнок должен приобрести навык сидения с поддержкой, лёжа на животе - подниматься на руках .Кроха поворачивается на голос, присутствует познавательный интерес. Также появляется активный лепет.
Развитие моторики в 7-9 месяцев
В возрасте 8-9 месяцев малыш сидит сам, ползает на четвереньках, встает у опоры. Присутствует игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов, малыш берет игрушку, мелкие предметы двумя пальцами. Активный лепет, в речи уже появляются первые слоги.
Развитие моторики в 10-12 месяцев
В 10-11 месяцев ребёнок начинает ходить у опоры, а также пытается сделать первые шаги. Хлопает в ладошки, машет рукой, пьёт из чашки. В речи присутствую слоги и 2-3 слова.
В 12 месяцев ребенок уверенно ходит сам, приседает и встает. Может кормить куклу, строить башню из двух кубиков, узнаёт картинки избирательно относится к окружающим.
Факторы, влияющие на моторное развитие
Также на период психомоторного развития влияют множество факторов:
- Генетические. Ребёнок может немного отставать или опережать сверстников, если имеет к этому генетическую предрасположенность.
- Наследственные. Наличие наследственных заболеваний может повлечь за собой отставание ребенка в развитии.
- Сложная беременность. Здесь учитывается множество причин: заболевания матери, инфекции, угроза выкидыша, гипоксия плода, тяжелые или срочные роды, родовые травмы.
- Экологические. Территория, на которой родился и проводит первые годы своей жизни ребёнок, может оказать как негативное, так и благоприятное влияние на развитие малыша.
- Социальные. К этой группе факторов относятся обстановка в семье и люди, которые находятся в окружении ребёнка. А так же важно наличие общения со сверстниками.
- Материально-бытовые. Отсутствие полноценного питания и развивающих игрушек негативно влияет на развитие ребёнка.
- Психоэмоциональные. Недостаточное внимание к ребёнку со стороны родителей очень часто провоцирует психомоторные и речевые задержки в развитии малыша.
Роль родителей в развитии малыша
Важно не ограничивать ребёнка в движении. По возможности меньше держать его в коляске, стульчике, шезлонге и в других девайсах, которые ограничивают движение ребенка.
Также нужно давать ребенку изучать мир. Можно купить коврик для ползанья или убрать с пола все опасные предметы и давать ему изучать всё вокруг.
Ещё немаловажно играть с ребёнком. Заинтересовывать его не мультиками, а развивающими игрушками и своим вниманием. Желательно ограничить пользования ребенком любые гаджеты, такие как планшеты и телефоны.
Задержка моторного развития
В первые месяцы жизни ребёнка заметить что-то неладное трудно, хотя тоже возможно. Это могут быть только видимые физические отклонения.
Чем раньше родители заметят отклонения, тем больше вероятность того, что терпеливые и регулярные занятия с ребёнком позволят добиться положительных результатов и частично или даже полностью избавиться от проблемы.
Также на конечный результат влияет степень и тяжесть отклонений.
Когда можно говорить о существовании у ребёнка задержки моторного развития? Когда к определённому времени он не приобретает навыков, которыми уже должен обладать в совершенстве. Именно это и есть время для беспокойства. Задача родителей – не только выявить отклонения, но и своевременно обратиться к врачу. Чем раньше, тем лучше.
Так, если к первому месяцу жизни ребенок еще не научился держать голову, это следует расценивать как сигнал к действию. И первое, что должны сделать родители, – сообщить об этом педиатру.
Также в качестве сигнала можно расценивать неумение малыша сидеть, ползать и ходить. Если к шести месяцам малыш не сел, к девяти не пополз, а к году даже не пытается встать на ножки, то нужно как можно быстрее обратиться к неврологу.
Кроме того, следует обратить внимание и на то, как кроха берет ложку: если неуверенно, а сверстники тем временем уже вовсю орудуют пищей в тарелках, – срочно обращайтесь к врачу. Как и в любых других ситуациях, когда малыш не может совершать действия, которые должен уметь к своему возрасту.
Заключение
Таким образом, если Вы, как родитель, видите, что ребенок не развивается должным образом, должны отвести ребёнка как можно раньше к врачу, чтобы обеспечить ребёнка помощью и сделать всё возможное, чтобы малыш не имел проблем в будущем.